«Я считаю, что система общественного транспорта в Калуге и за ее пределами очень хорошая. Тут огромная сеть. В Голландии автобусы ходят раз в час. Здесь - каждые 10 минут. Можно уехать куда угодно. В Калуге в принципе не нужна машина. Троллейбусы мне нравятся тоже, это дешевый транспорт, удобный. Из пункта А в пункт Б легко добраться, машина не нужна, не нужны эти проблемы с парковкой», - мнение голландского шеф-повара Джона Вандерборена. Он стал гостем программы «Карт-бланш», которую вы увидите в апреле на Нике ТВ.
Голландский шеф-повар Джон Вандерборен в программе «Карт-бланш»
Почему я начал с этой цитаты? Юбилей калужского троллейбуса на носу! 65 лет!
из архива Сергея Коробцова
30 марта 1956 года. Троллейбусное сообщение в Калуге открывает машина №06, которой управляет Валентин Козлов. Кондуктором была Галина Котова.
Калужский киноархив https://www.youtube.com/watch?v=mUTlnVlFSCE
из архива Сергея Коробцова
скриншот видео
из архива Сергея Коробцова
из архива Сергея Коробцова
из архива Сергея Коробцова
Кадр из фильма «Тропинины» https://transphoto.org/
Троллейбус я люблю с детства. Лет до тринадцати хранил копии электрических машин, вырезанных из картона. В комнате на столе у нас лежала деревянная чертежная доска – я нарисовал на ней макет конечной маршрутов № 8 и №14, пальцем придавал картонкам движение и подолгу играл в троллейбусы.
Фото Валерия Исайченкова/https://transphoto.org/
В 80-е и 90-е годы в микрорайон Ольговский УКТ пускало от восьми до десяти машин в день – нужно было развозить сотрудников молочного завода и мясокомбината, обувной фабрики и моторного завода. Сейчас, при наличии несметного числа ПАЗиков, на линию выделяют от 4 до 6 машин. Пиром духа на маршруте были Великая суббота перед Пасхой или Вербное воскресенье – тогда ставили по 12-16 «рогатых»: они сновали через каждые три-пять минут (линия проложена недалеко от Трифоновского кладбища и мимо Пятницкого).
Фото Николая Кулакова/https://transphoto.org/
Сейчас в социальных сетях всё больше разговоров о смерти троллейбусного движения в городе. Людям не нравятся их неповоротливость, остановка из-за небольших ДТП и обрывов контактной сети, тесноте на улицах, забитых машинами. В то же время защитники троллейбусов упоминают о долгом сроке службы машин (жив экспонат 1984 года постройки), экологичности и вместительности.
Припаркованные авто у парка Циолковского мешают проехать троллейбусу
Вокзал Калуга-1. Припаркованные автомобили мешают проехать троллейбусу
Нынешний руководитель УКТ Вадим Витьков видит будущее общественного транспорта за электробусами или троллейбусами с запасом автономного хода. Но удачный эксперимент с обслуживанием северных маршрутов «красными» автобусами даже его заставляет ломать голову над тем, как развиваться троллейбусному депо.
Карнавальное шествие-2020. Фото Михаила Борисова
Карнавальное шествие-2020. Фото Михаила Борисова
Многие калужские троллейбусы живы благодаря экипажам, закрепленным за ними. Водители вкладывают свои деньги в ремонт и содержание любимых машин. Но есть в УКТ человек, который возвращает троллейбусы к жизни буквально с того света.
Интервью у Максима Дорофеева я взял еще в сентябре 2014-го. Потом он покидал предприятие на два года, вернулся обратно. Даже порезку раритетного – возвращенного из состояния сарая – троллейбуса пережил.
авторы трех фото: Евгений Александрович, Максим Дорофеев
Однажды, году в 1992-м, мне даже довелось посидеть за рулем сломавшейся 418-й машины. Я захватил с собой пленочный «ФЭД» на прогулку по городу, и наткнулся на тралик, ожидавший тягача. Водитель любезно согласился сфотографировать меня в кабине обесточенной машины.
фото из архива Михаила Борисова
Уже в ХХI веке я был свидетелем выпуска на улицы нового подвижного состава (при горголове Николае Полежаеве область помогла городу приобрести 47 троллейбусов).
фотографии Михаила Борисова
С 2013-го поступлений новых троллейбусов не было – их только списывали. Да и сейчас «железный ряд» на предприятии не вызывает восхищения. Единственная позитивная новость – выпуск на линию 101-го троллейбуса, простоявшего несколько лет в ожидании ремонта.
417-й троллейбус восстановлен Максимом Дорофеевым. Железный ряд в УКТ на фото Максима Дорофеева
фото Николая Кулакова
Новостные ленты сообщают, что на участке ремонта компрессоров в цехах УКТ ввели бережливое производство. Дай Бог, чтобы предприятию хватало денег на закупку запчастей и люди на этом участке с любовью относились к работе
Троллейбус №179 не проработал и года — попал в ДТП на улице Московской у поворота на Терепец. Фото Дмитрия Ченцова
Кстати, о деньгах. Грядет подорожание проезда. В троллейбусе, скорее всего – до 22 рублей, в городских автобусах и маршрутках – до 25. Тариф не менялся последние четыре года.
Самый первый троллейбус, побывавший на Правобережье. Тест контактной сети. 2008 год. Фото Сергея Коробцова
Сегодня в соцсетях то и дело встречаются веселые картинки с судном Ever Given, перегородившим Суэцкий канал. Для калужан – это не новость. Посмотрите, как в 2020-м перегораживали въезд в арку Присутственных мест на Старом Торге перед космическим марафоном. Ну и другие примечательные фотографии.
фото Михаила Борисова
Приятного просмотра! Увидимся в троллейбусе!
Коллектив предприятия – с юбилеем! Держитесь, дорогие калужане!
фото Михаила Борисова
082-й троллейбус сейчас служит сараем в Подмосковье. Его обменяли на ЗИУ-5. Фото Михаила Борисова
ЗИУ-5 стоит на территории депо в ожидании ремонта или мецената, который вернет его к жизни. Фото 40RUS
Фото Сергея Коробцова
Свадебный троллейбус. Фото Олега Новикова
Перекрытая улица Кирова после звонков о минировании торговых центров и единственный троллейбус на ней